Что и как должен читать руководитель

Важное качество любого руководителя – его видение и способность взглянуть на ситуацию со стороны и сверху, чтобы учитывать все имеющиеся факты и ограничения при принятии решений.

Полагаю, никто не будет спорить с утверждением, что необходимо работать с профессионалами. Но давайте представим руководителя крупного холдинга, который должен привлечь к работе финансового директора в одну из компаний, где нет корпоративной культуры, в менеджменте находятся некомпетентные для современного бизнеса люди, а управленец – человек старой закалки.

Руководитель холдинга встречается с одним из кандидатов на должность финансового директора. Соискатель работал в западных компаниях, показывал хорошие результаты, хочет испытать себя в местной развивающейся компании. Взять на работу такого опытного финансиста кажется естественным решением. Но оно в корне неверное и даже опасное. Почему?

Этот финансист работал в западных компаниях и был успешен конкретно в той атмосфере, где люди изначально знают, что такое бюджет, как надо его составлять, какие работы с документами необходимо исполнять, чтобы получить средства. А в компаниях, где необходимо ставить и создавать финансовую систему, помимо профессиональных знаний, надо уметь договариваться, давить, продавливать, не бояться конфликтов, а иногда специально идти на конфликт с матерыми волками. В такую компанию необходимо привлечь человека соответствующего психологического настроя и опыта.

К чему я привел этот пример? Понимание таких тонких моментов управления – результат видения руководителя, которое формируется из правильного сочетания огромного количества прочитанных книг, опыта и практического применения полученных знаний. Возникает важный вопрос: что должен читать руководитель?

1. Статьи 

До того как перейти к тематикам книг, я бы хотел коснуться вопроса статей. Лично для меня чтение статей – ежедневный ритуал, с которого начинается мое рабочее утро. Чашка кофе и статья на портале – день начинается позитивно и полезно!

Почему надо читать статьи? В первую очередь, это краткость. Статьи предоставляют возможность получить информацию в систематизированном и кратком виде. Во-вторых, они несут в себе более актуальную и современную информацию, нежели книги. И самое главное, они ведут человека к знаниям, как лабиринт. У меня это часто именно так и происходит: читаю статью и вижу интересную, неизвестную мне теорию. Начинаю исследовать эту тему и выхожу на какую-то совершенно новую, доселе мне неизвестную мысль.

Какие статьи читать? Экономика и геополитика, технологические тенденции и новости рынков, исследования и отчеты. Руководитель должен быть в курсе происходящего в мире, стране, новых возможностей для отрасли и компании.

2. История менеджмента

На всех своих тренингах и выступлениях я настоятельно советую руководителям читать историю менеджмента. Дело в том, что в истории менеджмента огромное количество примеров государственного и частного управления, которые могут помочь руководителям. Есть несколько прекрасных книг об истории менеджмента, которые позволяют видеть эволюцию управления, брать много уроков из управленческой истории.

Возникает естественный вопрос: почему управленцу необходимо знакомиться с теоретическими разработками, созданными порой сотни лет назад?

В любом сложном деле существуют различные уровни, которые необходимо узнать и познать. Отдельные концепции и идеи управления помогают понять логику, связи и внутренние категории. Не стоит недооценивать идеи прошлого, поскольку они несут в себе элементы знаний, которые и сегодня имеют значение.

Считаю, что грубое копирование и использование техник, инструментов и технологий управления без знаний истории, нескольких индустриальных революций и предпосылок к ним, а также анализа философии менеджмента – это путь в никуда. Мы можем скопировать здание, ремонт, мебель, оборудование, униформу и забить его товарами. Но это будет мертвый бизнес, потому что мы никогда не сможем передать бизнесу дух и философию, без которого все это будет оставаться неодушевленным.

Внедрение инструментов менеджмента должно сопровождаться изучением и анализом фундамента и фундаментальных путей, на основании которых они создавались. Механическое копирование инструментов даст внешние атрибуты. Управление бизнесом – это больше, чем техника и инструменты. Менеджмент – прежде всего философия, ценности и культура.

3. Теория и школы менеджмента

Теория менеджмента позволят понимать основные принципы управления. Лично я получил колоссальное количество информации, которую применяю в реальной практике, из теории Анри Файоля и Фредерика Тейлора. Теории менеджмента дают огромное количество базовой информации об управлении, а разные школы управления предоставляют уникальные методы, которые могут быть полезны руководителям.

Классическая школа управления

Основными представителями классической или традиционной школы управления, являются Фредерик Тэйлор и Анри Файоль. Теория этой школы сосредоточена на повышении производительности и эффективности труда, нормировании труда, мотивации труда работников, разрешении социальных проблем, основных принципах менеджмента, основных функциях управления, процессном подходе к управлению, принципах работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления, построении организации, централизации и децентрализации власти, мотивации труда и стабильности кадров, власти и ответственности. Все это и есть то, чему должен уделять внимание руководитель.

Школа человеческих отношений

Представители этой школы уделяют основное внимание социальной ответственности бизнеса перед работниками, индивидуальной психологии, человеческим потребностям, конфликтам, формальным и неформальным организациям, статусам и ролям членов коллектива, авторитету и лидерству в команде, и самое главное – роли социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда, факторов. И это тоже то, что руководитель должен знать.

Мне очень нравится утверждение представителей этой школы о том, что счастливый сотрудник – это эффективный и производительный работник. Вопрос, который должен задать себе руководитель и найти на него ответ – «Как обеспечить ему это счастье?». А дальше разбираться: на всех ли действует чувство счастья? И только ли счастье движет людьми?

Школа «социальных систем»

Представители этой школы рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом различных важных составляющих, таких как индивид, формальная структура организации, неформальная структура организации, статусы и роли членов организации, внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.)

Является ли изучение теории и школ панацеей? Нет. Все эти школы и их теории, которые в различные периоды получали практическое подтверждение на различных стадиях, дают руководителю прекрасное общее видение управления. Все эти теории как раз и являются именно школами для любого руководителя. Не зная истории и базы управления, невозможно понимать глубину науки управления и принимать максимально приближенные к правильному в зависимости от ситуации решения.

4. Жизни великих

Для меня, как для управленца, жизни предпринимателей, бизнесменов и руководителей просто напичканы мощной энергетикой и инструментами. Благодаря не только знаниям, но и железной силе воли, дисциплине, внутренней вере в свое будущее эти люди смогли во многих моментах пойти против устоев своего времени.

Мои герои – Генри Форд, Джек Уэлч, Ричард Бренсон, Ингвар Кампрад, Сэм Уолтон, Рэй Крок, Говард Шульц, Ли Якокка. Все они великие управленцы и предприниматели, у которых я многому научился: создавать системы управления, бороться с внутренними и внешними факторами и группировками, противодействующими реформам и изменениям, управлять отношениями с персоналом и неформальными лидерами мнений в компаниях, осознал важность работы над деталями.

Книги и автобиографии этих руководителей дают колоссальную и весьма полезную информацию и огромное количество инструментов.

5. Книги про саморазвитие

Книги про так называемые soft skills или гибкие навыки. Работа руководителя в основном заключается в умении общаться, строить отношения (и не простые, а доверительные), убеждать и вести людей за собой. Личная эффективность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, работа в режиме неопределенности – это все, что жизненно необходимо для руководителя.

Руководитель просто обязан знать основные инструменты личной эффективности. Знание и умение их применять позволяют руководителю повысить не только свою эффективность, но и своей команды и компании в целом.

Такие навыки, как умение коммуницировать, понимание потребностей сотрудников, создание продуктивной рабочей атмосферы, повышение уровня доверия, умение управлять конфликтами внутри команды и способность беречь атмосферу в компании должны в обязательном порядке быть у каждого руководителя.

Остаются два вопроса

1. Помогает ли чтение?

  • Нет, не помогает, если не применять полученные знания.
  • Нет, не помогает, если начинать читать сразу тяжелую литературу.

Уверен, что чтение должно быть эффективным, в то время как большинство управленцев читают продуктивно. Простой пример разницы в продуктивности и эффективности чтения: можно прочитать 10 книг за год и не применить никаких знаний и жаловаться, что не будет никакой пользы от чтения, или прочитать одну книгу и применять прочитанные в ней знания.

2. Можно ли применять все прочитанные инструменты?

Нет, это точно – все инструменты применить не получится. Но важно знать много инструментов и иметь возможность использовать их при необходимости, чтобы не случилось, как в известной пословице: «если у человека в руке только молоток, то он везде будет видеть только гвозди».

Полностью согласен с мнением Сократа, что искусству управления необходимо учиться и применять его. А руководитель в наше очень динамичное время должен быть одновременно и вечным студентом.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Блестяще!

Впрочем, как всегда у Фахри - широкий кругозор и интересное, очень логичное  изложение.  

На меня произвела впечатление книга "Нежные письма сурового человека". Это перписка С.П.Королёва. Очень искренняя. На мой взгляд, очень важная и для нас. Кстати, на днях скончалась его дочь Наталья Сергеевна. 

Руководитель, Украина

Можно ли применять все прочитанные инструменты?

Нет, это точно – все инструменты применить не получится. Но важно знать много инструментов и иметь возможность использовать их при необходимости

Правильный посыл.
У самого был опыт, когда много читал, много обучающих программ, причём на должности обычного менеджера отдела. Это всё было ещё в 90-тых и интернет ещё не предоставлял столько информации сколько её есть сейчас в сети.
Потом ситуативно сложилось так, что стал СЕО крупной компании и многое получилось. Спустя некоторое время пытался осмыслить почему всё было довольно успешно реализовано и понял, что ранее полученные знания, хранившиеся на запасных полках, просто нашли применение, выстроившись в систему знаний.

 

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Снимая кепку, Фахри! Всё по полочкам разложили: как говориться, ни добавить, ни убавить! 

Генеральный директор, Москва

А руководитель в наше очень динамичное время должен быть одновременно и вечным студентом.

Sapienti sat.

Knowledge manager, Пермь

Сама тема "что читать" раскрыта достаточно хорошо!

А вот поставленные в заголовке вопросы: Как руководителю сформировать общее видение управления? И что обычно мешает управленцам эффективно применять знания на практике?

На мой взгляд освещены не достотачно!

Руководители и специалисты Тойоты, например, были категорически против участия в семинаре на тему "Как повторить бережливое производство Тойоты", потому что они считали что это невозможно и вредно для любой компании стараться повторить их опыт.

После того как название семинара изменили, то они прислали несколько специалистов, которые представили несколько тем.

Приведу пример того как можно научить руководителя использовать знания, которые можно почерпнуть из книг и инструкций.(повторно - уже писал на другой ветке).

Тойота в своем подразделении в США закрепила на несколько лет координатора за Руководителем. Координатор "ходил по пятам" за руководителем и спрашивал что нужно делать в той или иной ситуации.

Руководитель отвечал Что он думает, а координатор учил руководителя КАК надо думать. При этом речь идет не только о передаче личного опыта, а еще о том КАК пользоваться стандартами Тойоты.

Через несколько лет Руководитель сам стал координатором для других подразделений Тойоты в США!

В целом считается что есть явные знания "Что делать", которые можно почерпнуть из книг и инструкций. И есть неявные знания "Как делать", которые можно получить только путем передачи личного опыта.

Если нет возможности привлечь координатора(а их кстати даже в Тойоте не хватало, при развитии их заводов в других странах), то можно читать мемуары других руководителей, в том числе из списка Фахри - очень хороший список:)

Технический директор, Москва

Когда человек претендует на пост крупного руководителя он уже должен был прочитать большую часть указанной литературы. А речь идет о предприятии где нужно перенастроить весь уклад и здесь "западный" управленец бесполезен, в их укладе это работает по другому - управленцы приходят и уходят, а бизнес работает, потому что влияние личности на бизнес там исключено. Когда нужно перестроить старое (с советскими корнями) предприятие, где существующим управленцам плевать на экономическую теорию и передовые методики управления, нужен человек с личными качествами и способностями к авторитарному управлению, который не постесняется работать в поле, в самом низу при необходимости. Процесс такой перестройки системы может быть длительным, предприятие должно обладать запасом финансовой устойчивости, необходим запас кадровых ресурсов - вот тогда систему можно менять, а в противном случае можно остаться у разбитого корыта.

 

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Борис Кондрабаев пишет:

 

В целом считается что есть явные знания "Что делать", которые можно почерпнуть из книг и инструкций. И есть неявные знания "Как делать", которые можно получить только путем передачи личного опыта.

Если нет возможности привлечь координатора(а их кстати даже в Тойоте не хватало, при развитии их заводов в других странах), то можно читать мемуары других руководителей, в том числе из списка Фахри - очень хороший список:)

мне мой опыт подскахывает, что почти все знают, ЧТО НАДО делать - "увеличить выпуск, снизить издержки, привлечь и удержать квалифицированный персонал..." Но, правильно, весь вопрос в том - КАК это сделать. И тут чужой опыт может подсказать варианты, но лучшим решением будет своё, на месте, отличное от книжного. Условия работы компаний совершенно разные

Аналитик, Москва

Автор пишет:
"...жизни предпринимателей, бизнесменов и руководителей просто напичканы мощной энергетикой и инструментами. Благодаря не только знаниям, но и железной силе воли, дисциплине, внутренней вере в свое будущее эти люди смогли во многих моментах пойти против устоев своего времени".

Можно заметить, что это одна сторона управления. Вторая - люди, которыми ты управляешь. Их надо знать и понимать их мотивацию, их менталитет. А для этого понимания нужно читать классиков. "Му-му", например. "Шинель", "Ревизора"...

Гарин-Михайловский - на мой взгляд, незаслуженно подзабытый. А его очерки и книги - это гораздо раньше Форда и Тойоты. А его биография просто поразительна.

Менеджер, Саратов

За этой статьей стоит большой вопрос: управление - это наука или искусство? Если наука, то количество знаний должно напрямую улучшать качество работы. Как у врача. В искусстве, сколько ни изучай биографии и техники, сам писать лучше не станешь. Максимум - литературным или художественным критиком. То есть теоретиком. По факту же мы видим, что в прошлом управленцы были, мягко говоря, не хуже. И что сейчас вполне себе успешно руководят бизнесом люди, не прочитавшие ни одной книги. Я, конечно же, не против чтения профлитературы, как и любой другой. Но мне кажется, это больше из области интеллектуального досуга. Обогащается и развивается личность в целом, а не прокачивается управленец.

Руководитель, Московская область

Интересная статья. Благодарю автора. От себя добавлю, что также полезно изучать опыт русского купечества. Например, Александра Чичкина или Павла Буре. Кстати, система управления в японских компаниях первоначально скопирована с системы управления бизнесом Александра Чичкина, который первым придумал кузницу кадров для своей молочной империи. Это было в конце 19 века. Японское экономическое чудо случилось на полвека позже.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.