Академия для преподавателей

Filonovich.jpgСергей Филонович: В современном мире жизнь ускоряется, поэтому специальная подготовка, которая позволяла человеку быть конкурентоспособным в прошлом, перестает быть актуальной. Человек нуждается в расширении кругозора, поэтому сегодня в образовательном процессе должны затрагиваться вещи, которые раньше считались очень далекими от бизнес-образования. Во время своего общения с преподавателями я рассказывал об искусстве, архитектуре, эмоциях, которые человек должен научиться испытывать и управлять для формирования эмоционального интеллекта. Логика и умение проводить анализ, безусловно, нужны бизнесменам, но они нацелены на выявление ограничений. Одна из основных задач бизнес-образования – развитие интуиции, так как анализ никогда не сможет быть креативным. Также важно научить слушателей составлению своей когнитивной карты (схема, которая представляет вопросы, важные для понимания предмета или явления, а также гипотезы относительно возможных ответов).

Kognitivnaya-karta.jpg

В ближайшем будущем люди будут учиться из восприятия художественных произведений, например живописи, делать серьезные выводы об изменении социальных структур, как в бизнесе, так и в обществе. Главная идея – чтобы к художественной литературе, искусству, музыке человечество относилось не как к развлечениям по выходным и неизбежному злу (без которого вас не будут считать образованным интеллигентным человеком), а как к источнику новых идей и эмоций, средству развития интуиции и навыка создания трудновоспроизводимых конкурентных преимуществ. Ведь, мысль, рожденная в рамках логики, очень быстро может быть воспроизведена другими людьми. А интуиция базируется на личном опыте человека, который индивидуален и неповторим. Мне в жизни повезло: отец – военно-морской инженер, мама – искусствовед, сам я управлял бизнесом и веду его сегодня, - и считаю себя носителем всех трех культур. Я приводил пример в своем выступлении, когда весьма циничные топ-менеджеры приехали в Милан на прослушивание оперы. Это было частью их обучающей программы. Уехали они с пониманием того, что, чтобы постигнуть этот мощнейший источник эмоций, нужно учиться работать над собой. Ведь нельзя идти в оперу, не подготовившись (важно знать, кто композитор, историю создания произведения, исполнителей, на какой литературе основано и т.д.). А если вы пришли без выполнения «домашнего задания», сидите и ничего не понимаете, то у вас возникает защитная реакция – цинизм, ерничество, дурацкие шуточки.

С точки зрения коммуникации в инновационной области программ бизнес-образования можно назвать использование фрагментов киноискусства. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», говорит пословица. Кино надо уметь анализировать. Иногда надо в покадровом режиме показать, как актер или режиссер решает определенную задачу. Я работаю над книгой, где фактически все темы курса организационного поведения будут проиллюстрированы фрагментами из фильмов. Например, в N.. фильме такие-то сцены нужно посмотреть, на такие-то вопросы постараться ответить. Дальше, после просмотра и самостоятельного решения, люди смогут обратиться ко второй части книги, где будет изложена и моя точка зрения.

Godin.jpgВладимир Годин:

Есть ли цифровая пропасть между студентами и преподавателями бизнес-школ? Есть. Имеем новое поколение студентов, с новой мотивацией к обучению:

  • технические навыки, привычка к социальным сетям и неограниченному доступу в Интернет;
  • интерактивность, диалог 24 часа 7 дней в неделю;
  • запрос на видео и аудио материалы.

Получается, что в бизнес-школе нужны web-based технологии приема, web-based информационные каналы и информация, web-based телеконференции, дискуссии и обмен опытом, web-based технологии коллективной работы, web-based оценка качества и аттестации, т.д. А также нужен web-base преподаватель. Или модератор, преодолевший цифровую пропасть между студентами и преподавателями. Школы, реализующие программы, основанные на технологиях, формируют и соответствующих преподавателей.

Насколько востребован функционал соцсетей в учебном процессе? С появлением возможности привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (Web 2.0) его размещения на любых устройствах, роль соцсетей растет. Они позволяют создавать информацию для других участников и формировать группы для решения различных общих задач в образовании. При этом используются как социальные сети, так и социальные ресурсы и социальное программное обеспечение.

Актуальны ли облачные технологии для учебного процесса в бизнес-школах? Как и в любых других областях, бизнес-школы, как потребители облачных вычислений, могут значительно уменьшить расходы на инфраструктуру информационных технологий (в краткосрочном и среднесрочном планах) и гибко реагировать на изменения в потребностей на информационные технологии.

Какие именно технологии / приложения наиболее актуальны для бизнес-образования? Среди традиционных это: электронная почта, учебные материалы, системы и средства поддержки групповой работы – общие документы, проекты, деловые игры.

Среди инновационных: электронная библиотека, web-сайты (порталы) образовательных организации, подразделений, программы, студентов; системы управления учебными курсами и контентом (LMS\LCMS) - Moodle, Sakai, D2L, WebCT, Blackboard, Courselnfo, Angel, LLMS, …); системы записи и редактирования лекций (Echo 360, Accordant, Tegrity, …); средства просмотра лекций (lecture capture); средства синхронных коммуникаций (WebEx, Eliuminate, Horizon Wimba, …) - видеоконференции, текстовые чаты, аудио-видео чаты; средства асинхронных коммуникаций и организации групповой работы в виртуальной среде (Wiki, Mind mappers, …) – форумы, блоги; виртуальные среды, виртуальные предприятия.

Mordovin.JPGСергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП):

Было бы правильно определить основные роли, которые должен играть преподаватель, вовлеченный в процесс развития управленцев-практиков. И выделить следующие из них: преподаватель, исследователь, консультант, тренер, фасилитатор, технический эксперт, дизайнер программы, стратегический партнер, представитель организации, лидер, командный игрок, агент изменений, администратор... Разумеется, что в различных группах приоритетные роли и их содержание будут существенно различными. Так, к примеру, «исследователь» в вузе должен глубоко изучить, проанализировать и обобщить явления, происходящие в отечественной управленческой практике. В консалтинговой компании от преподавателя требуется изучить ту же управленческую практику, в первую очередь, с целью ее практического применения в других аналогичных фирмах. А в хорошей бизнес-школе от преподавателя жестко требуется исследовать все современные новинки, публикуемые коллегами в мире с целью адаптации своих учебных программ к постоянно меняющимся требованиям бизнеса. То есть речь идет больше о «кабинетных» исследованиях, находках коллег, коих в мире не один десяток тысяч. «Вы должны не писать, а, в первую очередь, читать. Не публиковать ваши статьи, а активно знакомиться со всеми достойными новинками, опубликованными вашими коллегами во всем мире»,- это призыв к преподавателям одного моего хорошего знакомого, руководителя успешной независимой зарубежной бизнес-школы. Я с ним согласен. В ИМИСП одно из непременных требований к преподавателю – хорошее знание английского. Ведь именно на этом языке можно прочесть актуальные новинки в области менеджмента, не дожидаясь их перевода на русский.

Исходя из выше изложенного, каждый из преподавателей-андрогогов, работающий в различных условиях с практическими управленцами, должен отвечать основным базовым требованиям:

  • Иметь глубокие и актуализированные знания преподаваемой дисциплины и понимать ее место в структуре бизнес-дисциплин.
  • Хорошо знать возможности практического применения этих знаний в реальном бизнесе, в котором трудятся слушатели с учетом их управленческой позиции и специфики отрасли.
  • На основе хорошего знания дисциплины и вариантов ее практического применения уметь создавать новое знание, предназначенное для конкретной аудитории слушателей.
  • Уметь донести это знание до слушателей, мотивировать их на успешное усвоение и дальнейшее использование в практической деятельности.

Вот как работает схема роста от просто «способного человека» до «хорошего преподавателя» бизнес-дисциплины в ИМИСП:

  • Хорошее базовое образование (экономика, менеджмент, финансы) в хорошем вузе (к 21-23 годам);
  • Практическая работа в бизнесе (5-7) лет, желательно, на различных позициях в разных отраслях (до 26-30 лет);
  • Обучение на хорошей очной программе МВА в хорошей (LBS, IMD, INSEAD, SDA BOCCONI, HBS...) школе бизнеса (к 32-33 годам);
  • Работа в качестве ассистента (не менее 1 года) под руководством опытного преподавателя (с 32-35 лет);
  • Разработка нового учебного курса (к 33-37 годам);
  • Возможная работа над кандидатской диссертацией (с 35-37 лет).

Понятно, что любая схема – всего лишь схема, и ни одна из них не гарантирует 100% результата. Но каждый руководитель соответствующей структуры должен иметь представление, какой именно преподаватель ему нужен и для достижения каких именно целей. При этом представляется, что мы должны освободиться от оков догматизма и ложной политкорректности.

Evtihieva.jpgНаталья Евтихиева, генеральный директор РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования), директор Международной школы бизнеса Финансового университета: В составлении плана выступающих мы ориентировались на тех «звезд», которые есть у нас в Ассоциации, и кто может принести максимальную пользу для участников, передав им свой опыт и свои знания. Темы охватывали и мастерство лидера, и преподавательское мастерство, и умение использовать коучинг-технологии и IT, и управление персоналом, и маркетинг и т.д. В зале среди слушателей присутствовали как преподаватели, так и руководители и администраторы школ бизнеса. Мы сделали этот семинар бесплатным для региональных членов РАБО. Мы видим разницу не в том, что Москва и Санкт-Петербург далеко «впереди планеты всей» по сравнению с регионами, а в том, что региональные члены РАБО гораздо выше по своей подготовке, понятиям и уровню компетенции, чем не члены РАБО из тех же регионов. Потому что членство, участие в подобных мероприятиях и общение с признанными лидерами в бизнес-образовании дает большой профессиональный рост и возможность развиваться.

Myasoedov_Sennikova.jpgМы растем, и нам пора выходить на международный уровень. Поэтому Ирина Сенникова и Сергей Мясоедов рассказывали про преподавание в международных координатах. Ирина – представитель европейского русскоговорящего сообщества, член CEEMAN Board и председатель Совета по качеству Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) в 2012 году. И она прекрасно видит изнутри все, что происходит с развитием бизнес-образования в Европе, очень многое знает о международных аккредитациях. Своими знаниями она делилась с нашей аудиторией, ведь российские школы бизнеса все больше и больше претендуют на международное признание (уже 12 российских бизнес-школ имеют аккредитацию AMBA, и их число растет).

Gurkov.JPG

Игорь Гурков, член редакционных советов Journal for East European Management Studies, действительный член Academy of International Business, рассказал о том, как преподаватели должны двигаться в сторону публикаций в международных научно-исследовательских изданиях категорий «A» и «B». Это необходимо для глобализации признания программ бизнес-школ в мире. На сегодняшний день эта составляющая в РФ близка к «нулю».



Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.