Как стать финансистом, мыслящим стратегически

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор Елена Лобанова.

Executive.ru: Что сегодня мотивирует абитуриентов ВШФМ РАНХиГС на получение управленческого образования? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

Елена Лобанова: Все абитуриенты программ МВА и ЕМВА Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС обязательно заполняют вступительные анкеты. Это многолетнее правило. В этих анкетах они довольно подробно излагают свои мотивы, откровенно говорят о карьерных устремлениях. Мы проанализировали анкеты за 2017 год. Более того, школа только что выпустила очередной модульный поток слушателей программы Professional МВА «Финансы». И мы, воспользовавшись случаем, задали выпускникам-финансистам вопрос: зачем они пришли учиться два года назад?

Вот что мы узнали в итоге. До 2008 года массовое увлечение бизнес-образованием можно было объяснить непомерным любопытством, а также колоссальным желанием пополнить свой багаж знаний и навыков набором инструментов, позволяющим чуть более грамотно и потому эффективно обращаться с деньгами и их эквивалентами. Нынче акценты и желания изменились. После 2008 года движущей силой, побуждающей вкладывать время и деньги в занятия в бизнес-школе, стали кризисы и затянувшаяся рецессия в экономике.

Так чего же хотят слушатели программы МВА «Финансы» – по крайней мере, в этом учебном году? Получить знания, которые позволят резко повысить роль стратегического планирования в своих компаниях. Пришло время начать серьезный разговор об экономическом росте и его устойчивости, факторах повышения темпов роста, о финансовой политике, которая будет способствовать экономическому росту, о жизни без кредитов, и, последнее, – об инструментах хеджирования колоссальной неопределенности, витающей во внешней среде, то есть о рисках.

Executive.ru: Чем вы отличаетесь от других бизнес-школ России?

Е.Л.: Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ в момент основания – а это произошло 25 лет назад – ориентировалась на подготовку линейных финансовых менеджеров и финансовых руководителей в лице казначеев. Позднее ВШФМ стала готовить финансовых директоров или CFO – «главных финансовых офицеров». А еще позднее – финансовых руководителей в самом широком толковании этого слова.

Стратегическая ниша, в которой работает школа, позволяет позиционировать ее как профессионально-ориентированное учебное заведение, для которого характерны следующие отличительные особенности.

Во-первых, ярко выраженный научный потенциал, который определяет превосходство всех обучающих программ ВШФМ по качеству и содержанию. Его наличие, а также динамичное и непрерывное развитие научных исследований, позволяют говорить сегодня о лидерстве нашей школы в подготовке финансовых менеджеров, финансовых руководителей, в том числе – финансовых директоров. ВШФМ за время своего существования стала диктовать основные направления подготовки и переподготовки профессионалов, управляющих финансами. Неслучайно, именно нашей школе была поручена непростая задача, над которой мы начали работать в 2017 году, – разработка квалификационных требований и национальных профессиональных стандартов для широкого круга финансовых менеджеров и финансовых руководителей, включая финансовых директоров.

Во-вторых, ВШФМ обладает уникальными знаниями в области корпоративных финансов и интегрированного финансового менеджмента. Она разрабатывает и внедряет в практику новейшие управленческие алгоритмы и технологии, позволяющие проводить системное финансовое моделирование и выстраивать правила вычислительных финансов.

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает ВШМФ?

Е.Л.: За последние годы в систему подготовки финансовых руководителей и финансовых менеджеров были инсталлированы: риск-менеджмент (теория и практика), финансовая математика продвинутого уровня, риск-ориентированный менеджмент, менеджмент, ориентированный на приращение корпоративной ценности. Вот уже два года формируется новое направление подготовки финансовых руководителей и менеджеров, а именно – внутренний контроль и аудит, в котором органично сочетаются такие курсы, как корпоративное управление, корпоративные финансы, управление рисками, включая управление рисками мошенничества, международные стандарты финансовой отчетности, финансовый учет в формате РСБУ, международные и внутренние стандарты аудита.

С 2017 года во всех программах ВШФМ открывается новый курс по менеджменту. Речь идет о стандартах качества менеджмента – как международных, так и национальных. Постепенно тем самым формируются емкие, но формализованные представления о менеджменте, его возможностях в повышении эффективности управленческих решений. Вот уже три года читается уникальный в своем роде курс по международным стандартам финансовой этики.

В-третьих, в ВШФМ уже много лет формируется электронная библиотека, куда входят учебники, монографии и научные статьи. Среди них, прежде всего, авторские работы преподавателей школы. Одновременно студентам и слушателям предоставляется широкая возможность пользоваться лучшими учебниками, по которым учат финансовых менеджеров в самых известных университетах мира.

Большое подспорье в обучении – архив школы, в котором собраны выпускные проекты, дипломные работы, магистерские диссертации за 20 лет. Чаще всего они посвящены проблемам управления финансами на конкретных российских предприятиях. Знакомство с ними помогает студентам и слушателям за непродолжительное время изучить реальные проблемы компаний.

С 2017 года начинает функционировать модуль «Финансовая модель корпоративной социальной ответственности», который охватывает международные стандарты качества менеджмента, принципы деловой и финансовой этики, а также теорию агентских конфликтов.

Executive.ru: Какие образовательные форматы предлагает школа?

Е.Л.: Самые разнообразные. За годы существования ВШФМ применялись и до сих пор применяются практически все известные формы обучения. Безусловно, это касается, прежде всего, программ МВА и ЕМВА. Основные наши форматы – вечерний и модульный, предполагающие одинаковое количество контактных часов и одинаковые требования к слушателям. Это самые старые и традиционные учебные формы.

На вечерней программе МВА «Финансы» учатся москвичи (два вечера в будни плюс суббота). Модульная форма (четыре-пять сессий в год по две недели) популярна среди слушателей из разных регионов России – от Калининграда до Находки.

Программа Executive МВА, посвященная стратегическим финансам и управлению капиталом, реализуется в режиме: три дня (пятница, суббота, воскресенье) плюс один раз в месяц.

С 2016 года применяется дискретно-непрерывный режим набора: он проводится каждые три месяца. Аудиторное обучение сопровождается значительным объемом самостоятельной работы, чаще всего это практика реальных расчетов на своих предприятиях. В этом случае общение с преподавателями осуществляется виртуально, преобладает электронная переписка.

С 2014 года на программах ЕМВА практикуются выездные занятия. Несколько учебных модулей (иногда кластеров) проводятся в городах и на предприятиях, которыми руководят или где работают слушатели ЕМВА. Преподаватели с удовольствием «путешествуют» по городам и весям, сопровождая свои поездки знакомством с реальным бизнесом и конкретными предприятиями. Итогом являются весьма качественные и значимые выпускные проекты.

К выездным занятиям можно также отнести стажировки, тренинги, курсы, которые организуются и проводятся за рубежом. Выбираются одни из лучших бизнес-школ, академий или университетов. Страны самые разные.

Год назад появился субботний формат программы МВА «Финансы». Программа охватывает все субботы в течение 18 месяцев, продолжительность занятий – 10 часов в день. Эта программа предназначена молодым менеджерам и предпринимателям, обучение на ней можно совмещать с занятиями в заочной магистратуре.

Executive.ru: Какие темы слушатели программ MBA и ЕMBA чаще выбирают для дипломных работ? Какие проблемы для них сегодня наиболее актуальны?

Е.Л.: Главный тренд – проекты, которые разрабатываются командами слушателей из трех-четырех человек. Это конкретные прагматичные проекты, решающие реальные проблемы реальных компаний. Они носят сквозной характер, их подготовка начинается чуть ли не с первых дней обучения.

Работу над выпускными проектами курируют не менее четырех преподавателей – научных консультантов, каждый из которых отвечает за свое направление. Среди консультантов непременно присутствуют специалисты по российскому учету и МСФО, стратегическому менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, организационному поведению, операционному менеджменту. Возглавляют группы кураторов специалисты в области финансового менеджмента и корпоративных финансов.

Тематика проектов периодически меняется. Однако финансово-управленческая направленность явно преобладает, ведь любые стратегические устремления сопровождаются глубоким финансовым обоснованием на уровне использования новейших финансовых технологий и алгоритмов. Обязательными элементами выпускного проекта являются: описание ситуации на отраслевом рынке, которому он адресован, оценка его инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, а также комплексная диагностика компании и моделирование ее финансовой политики. И, конечно, предлагаются стратегические альтернативы развития бизнеса, дается прогноз роста по различным сценариям и обосновывается оптимальный путь с проработкой вариантов финансирования.

Есть более компактные проекты, посвященные оценке и управлению инвестиционными проектами, оценке процедур слияния и поглощения, организационным характеристикам компаний, эмиссионным кампаниям, SPO и IPO и пр.

Все больше появляется работ по оценке и измерению финансовых и кредитных рисков. В 2017 году впервые ждем проекты по организации внутреннего контроля, по оценке и управлению рисками мошенничества.

Executive.ru: Что вы завтра ответите абитуриентам, если они спросят, есть ли, например, в ВШФМ РАНХиГС курс по криптовалютам?

Е.Л.: Мы готовимся, и довольно фундаментально, к серьезному разговору о криптовалютах и биткоине. Пока даем о них ознакомительную информацию во время мастер-классов, которые проводят известные «валютные» специалисты, преподающие на программах МВА и ЕМВА. А настоящий глубокий разговор, скорее всего, начнется в начале 2018 года. Готовят его представители известнейших компьютерных высокотехнологичных компаний – как правило, это наши выпускники.

Для нас важно, чтобы слушатели – а в основном это представители реального сектора экономики – были осведомлены в самых современных финансовых технологиях. Но все же главная задача, которую нашим слушателям важно решить, несколько иная – получить знания, которые позволят их компаниям жить за свой счет, и с высокой степенью эффективности.

Executive.ru: Аналогичный вопрос о проектном менеджменте. Насколько велик спрос на знания о гибких методологиях, Agile?

Е.Л.: Тема проектного менеджмента одна из тех, что наиболее хорошо у нас проработаны. У нас есть учебный модуль по управлению проектами, который ведет «специалист-оркестр», знающий очень много и обо всем. Его успех у аудитории феноменальный.

Однако нам этого не хватает. И в этом, думается, наше главное отличие от всех других программ МВА, в том числе зарубежных. Изначально мы поставили перед программами МВА и ЕМВА сложнейшую задачу: уйти в обучении на несколько степеней сложности вперед, иногда далеко вперед, и взяли за основу теорию и практику неоклассических корпоративных финансов. Применительно к проектному менеджменту данная позиция означает следующее. Общий разговор про проекты и проектное управление невозможен – уже потому, что носит очевидно дилетантский характер и во многом напоминает широко применяемый не одно десятилетие программно-целевой метод, эффективность которого доказана годами.

Поэтому разговор про управление проектами дополняется в наших программах курсом «Инвестиционные решения и бюджетирование капитала», курсом и недельной деловой игрой «Оценка и управление инвестиционным проектом», курсом «Реальные опционы как метод повышения эффективности управления проектами» и, наконец, – курсом «Оценка и измерение рисков проекта». И как завершение – большие курсы, посвященные проектному финансированию и алгоритму оптимизации потребности компании в кредитных ресурсах.

Executive.ru: Насколько активно практикуются занятия в удаленном доступе?

Е.Л.: Дистанционное обучение в ВШФМ стоит на «трех китах». Первый – размещение базовых курсов на сайте РАНХиГС. Второй – организация и проведение тематических вебинаров: их сейчас уже более двух десятков. И третий: в систему обучения внедрена система электронного самотестирования и проверки знаний.

Executive.ru: Какие форматы предлагает школа для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

Е.Л.: Уже много лет мы используем такую концепцию. Наша программа PМВА – Professional MBA «Финансы» – состоит из двух частей. В первый год слушатели проходят курс, который называется «Школа финансового директора»: это комплект управленческо-финансовых дисциплин актуального назначения. А затем при желании они могут пройти еще один годичный курс, который называется МВА «Финансы»: это уже ярко выраженное управленческое образование с изучением техник лидерства, коммуникаций и стандартов качества менеджмента.

Другой вариант: слушатели программы МВА «Финансы» для молодых могут параллельно учиться в заочной магистратуре, например, по риск-менеджменту. Кроме того, есть ускоренная программа МВА, на которую могут поступить финансисты, прошедшие в ВШФМ программу профессиональной переподготовки продолжительностью в один год.

Executive.ru: Насколько широки и активны контакты с зарубежными партнерами?

Е.Л.: Природа и архитектоника партнерской сети ВШФМ дуалистична. С одной стороны, к партнерам ВШФМ правомерно причислить различного рода фонды, ассоциации, иные институциональные образования. Среди них ЕFMD, BMDA, ECCH, ACCA и ACIIA. С другой стороны, среди долгосрочных партнеров ВШФМ есть известные учебные заведения, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве. Среди них: Портсмутский университет из Великобритании, Немецкая академия менеджмента из Нижней Саксонии, бельгийская школа бизнеса Solvay Brussels School Economics and Management, Институт сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Кстати, ВШФМ обладает статусом главного партнера этого института.


Бизнес-школа в цифрах

ВШФМ ГАНХиГС

Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС основана в 1995 году. Более 4000 выпускников программ ЕМВА и MBA. Более 100 преподавателей – докторов и кандидатов наук, бизнес-тренеров, консультантов, зарубежных профессоров, практиков бизнеса. Действует ассоциация выпускников «Национальный институт финансовых руководителей» (НИФР), под эгидой которой проводятся научные изыскания теоретического и прикладного характера, а также тренинги и мастер-классы. В 2017-2018 учебном году ВШФМ реализует четыре программы MBA, подробная информация о которых– в Каталоге бизнес-школ Executive.ru.


В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.