«Управлять бизнес-школой нужно так же, как бизнесом!»

На правах рекламы.

Бизнес-школыне самые эффективные организации с точки зрения управления бизнесом и издержками, полагает ректор ИМИСП Сергей Мордовин. Именно поэтому в апреле 2015 года заниматься оперативным управлением в ИМИСП стал человек с практическим опытом в бизнесе.

Андрей Федоров имеет экономическое и управленческое образование, является аттестованным тьютором одного из международных образовательных консорциумов, имеет опыт работы финансовым директором ряда компаний, а также руководителем проектов по оптимизации затрат в «Ростелеком» и «ВНИИРА». Executive.ru побеседовал с исполнительным директором ИМИСП и узнал, какие главные задачи стоят перед ним в плане развития школы на ближайшие годы, что значит управлять бизнес-школой как бизнесом и какие привилегии открывает ИМИСП перед своими слушателями.

Executive.ru: Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние рынка бизнес-образования в России? Как кризис сказался на потоке новых слушателей? На их запросах?

Андрей Федоров: Безусловно, кризис дал о себе знать. Происходит передел рынка: одни игроки уходят, другие подстраиваются под изменения. Часть людей, желающая получить бизнес-образование, но не уверенная в стабильности компании работодателя и своего финансового положения, отложила эту мысль до лучших времен. Не очень хорошая, но абсолютно понятная реакция. Мы в ИМИСП это тоже ощущаем, хоть и не сильно.

Запросы физлиц, по сути, не изменились. Они продолжают рассматривать MBA как инвестиции в себя. Это долгосрочные интересы, которые будут важны всегда. Люди понимают, что кризис сегодня есть, а завтра – нет. И, может быть, уже завтра придет время пожинать «плоды» работы над собой – того, какой будет ваша ценность на посткризисном рынке труда.

У корпоративных заказчиков запросы сдвигаются в сторону коротких проблемно-ориентированных программ. Компаниям важно как можно быстрее получить отдачу от вложенных в обучение сотрудника средств, поэтому одно-двухгодичное обучение, которое ближе к долгосрочным интересам, становится менее актуальным. Портфель коротких программ мы обновляем регулярно – в зависимости от того, что важно для заказчика в данный момент. Например, сейчас большую актуальность приобрели программы типа «Повышение операционной эффективности бизнеса». Тем не менее, какие-то базовые элементы, являющиеся стержнем всех образовательных программ, остаются неизменными.

Executive.ru: Должность исполнительного директора необычна для отрасли бизнес-образования в России. Почему в ИМИСП решили ее создать?

А.Ф.: Я согласен с ректором ИМИСП Сергеем Мордовиным, что подход к управлению бизнес-школой должен быть таким же, как подход к управлению бизнесом. И поэтому тут должна быть такая должность. Традиционно в отрасли эту роль всегда берет на себя ректор. То есть, скорее, человек образования, нежели бизнеса. В ИМИСП пришли к мысли, что текущим управлением должен заниматься человек из бизнеса.

Executive.ru: В чем заключается ваша основная деятельность? Как разграничиваются сферы ответственности ваша и ректора?

А.Ф.: Планирование, контроль, реализация бюджета… Если брать мои текущие задачи, то, наверное, они ничем не отличаются от задач директоров компаний из необразовательных сфер. Отличие в работе – только специфика рынка, работа со сложным, высокоинтеллектуальным продуктом, специфичной аудиторией.

Ректор взял на себя стратегическое управление, я – операционный менеджмент. Хотя очень часто мы советуемся друг с другом в решении важных вопросов.

Executive.ru: Почему вы откликнулись на предложение? Чем вас привлекла работа в сфере бизнес-образования?

А.Ф.: Я сам MBA выпускник одной из российских бизнес-школ. Я видел кухню школы изнутри, мне интересен подход к управлению этим бизнесом. Эта работа оказалась интересным совмещением интереса и профессии.

В дополнение к своим основным обязанностям я веду мастер-классы, выступая как практик. Темы различные, в основном – на стыке нескольких дисциплин. Например, один из последних – «Интеграция аспектов деятельности».

MBA в России

С группой слушателей МВА ИМИСП (МВА-38). Андрей Федоров – в центре, с бейджем.

Executive.ru: На сайте ИМИСП указано, что одной из ваших главных задач является перевод организации на гибкую комбинированную модель бизнеса: опора на штатный персонал с широким использованием аутсорсинговых возможностей. Что под этим подразумевается?

А.Ф.: Подразумевается отношение школы с преподавателями – нашим основным и самым ценным ресурсом, как и в любой компании с ее сотрудниками. Это постоянные преподаватели, которые с нами давно сотрудничают и составляют основу наших программ, а также преподаватели с рынка – практики и топ-менеджеры компаний реального сектора, готовые и имеющие мотив к выходу в аудиторию. В работе с первыми моя задача – организация развития преподавателей (обучение, продвижение), а со вторыми – организация поиска, подбора наиболее эффективных.

Executive.ru: Обучение преподавателей включает стажировку за рубежом?

А.Ф.: Мы стараемся быть открытой системой и использовать любой опыт, который нам может пригодиться. Раньше мы действительно сильно ориентировались на зарубежные школы (обучение, обмен опытом), но сейчас больше концентрируемся на внутренний рынок. Это связано с тем, что, как на отечественном производстве, так и в российских бизнес-школах, уже сформировались актуальные кейсы, разбор которых очень значим для процесса обучения.

Также наши преподаватели продолжают участвовать в многочисленных международных конференциях, выезжать преподавать к нашим школам-партнерам в ближнее зарубежье.

Executive.ru: Что было самым сложным, когда вы входили в новую для себя роль?

А.Ф.: Внутренняя корпоративная культура школы. Традиции, обычаи, специфика подхода к клиенту, продукт, - все это зашито в культуре бизнеса. Это нельзя кому-то пересказать в двух словах. Это можно только прочувствовать и принять. То же самое испытывает любой менеджер, который приходит в новую компанию с богатой многолетней историей, а у школы она действительно богатая. ИМИСП – независимая российская бизнес-школа, первая по времени основания в Санкт-Петербурге и одна из первых на территории бывшего СССР (школа была основана в 1989 году).

Executive.ru: Человек приходит в новую организацию вместе со своим предыдущим опытом. У него – другой ракурс взгляда, другие стереотипы восприятия и т.д. Что из вашего предыдущего опыта вы хотели бы привнести в организационную культуру и бизнес-практику ИМИСП?

А.Ф.: Я считаю, что самое главное в ответе на этот вопрос – это привнесение свежего взгляда человека с управленческим опытом в других отраслях бизнеса.

Executive.ru: Какие задачи стоят перед вами в 2015 году, какие – в среднесрочной перспективе?

А.Ф.: Ближайшие на этот год – выполнение плана продаж. Если говорить про среднесрочные, то это создание новых и обновление существующих продуктов, выход на новые региональные рынки, туда, где нас прежде не было. В этом плане на кризис мы не оглядываемся: если есть возможность, то упускать ее нельзя, иначе это сделает кто-то другой.

Первые числа сентября управленческая и преподавательская команда ИМИСП провела в Holiday Club Saimaa, раскинувшемся на берегу одного из озер системы Сайма в Финляндии. Мероприятие позиционировалось как «Творческая мастерская» и проводилось не в первый раз. Мы привезли порядка 20 плакатов по поводу того, как и куда нам двигаться дальше.

MBA в России

Преподавательская команда ИМИСП в Holiday Club Saimaa. Андрей Федоров – в центре, с фотоаппаратом.

Executive.ru: В интервью одному из петербургских СМИ вы сказали, что из всех областей менеджмента вам лично близки стратегия и культура организации, что они неразрывно связано между собой. Прокомментируйте, пожалуйста, эту мысль?

А.Ф.: Стратегия и культура организации – это сфера моих интересов как практика. Первое – это то, что мы делаем для того, чтобы достичь наших целей, а второе – это то, что определяет нашу стратегию и наш образ мышления. Иными словами, бизнесом можно управлять классически, а можно делать это более тонко, сложно – через культуру. Мне интересно, как компания выбирает свою стратегию, насколько этот выбор зависит от ее культуры – всего того, что связано с людьми. Это еще одна причина, по которой я решил работать в бизнес-школе: тут сложившаяся культура играет огромную роль.

Executive.ru: Можете представить «собирательный образ слушателя ИМИСП»?

А.Ф.: 28-40 лет. Амбициозные задачи профессионального и личностного роста. Наличие финансового и временного ресурса для обучения в ИМИСП. 80% аудитории – наемные менеджеры. Их цели можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – это обучение ради карьерного роста. Долгосрочные – это саморазвитие. Современный менеджер меняет работу раз в 3-5 лет. В этом смысле для него нынешняя работа – одна из вех.

Executive.ru: Очень часто в бизнес-школу идут не только за знаниями, но и связями. Как в ИМИСП устроен нетворкинг? Помогает ли это слушателям изменить свой карьерный путь?

А.Ф.: В силу того, что слушателям во время обучения приходится много общаться и часто проводить время вместе в аудиториях и вне их – чтобы выполнить задания преподавателей – очень часто возникают партнерские и дружеские связи. Бывает, что по окончании школы выпускники открывают совместные бизнесы. Когда слушатель успешно справляется со своим дипломным проектом (проблема сторонней компании ложится в основу дипломного проекта, задача слушателя – найти пути ее решения), иногда компания делает ему job offer.

У нас более 25 тысяч выпускников. Мы поддерживаем отношения с ними самыми разнообразными способами: привлекаем их компании к дипломным проектам слушателей, открыты и приветствуем их мастер-класс для слушателей МВА и других программ, приглашаем их участию в качестве экспертов-практиков в кейс-сессиях и других проектах ИМИСП. При этом мы стараемся не навязывать им ничего, в частности, повторные покупки. Работает Центр карьеры – наш некоммерческий проект. Через него мы регулярно делаем рассылку свежих вакансий от наших выпускников и компаний-партнеров.

Executive.ru: Чем, на ваш взгляд, ИМИСП привлекает слушателей? Каковы основные преимущества школы?

А.Ф.: Изначально бизнес-школа была совместным проектом Санкт-Петербургского государственного университета и Коммерческого Университета Луиджи Боккони, но вскоре мы стали самостоятельным бизнесом. Я считаю самостоятельность школы и ее способность пережить не один кризис – большим плюсом. Также нельзя не отметить особую атмосферу в ИМИСП. В центре внимания для нас всегда стоит слушатель с его проблемами, заботами, целями, развитием. Еще раз отмечу сложившуюся в школе культуру: формирующиеся десятилетиями ценности, традиции, отношения с преподавателями. Общение слушателей с преподавателями не заканчивается в аудитории. Это дополнительные консультации, звонки, письма. Это взаимодействие с преподавателем после окончания обучения, что для нас абсолютно естественное явление: выпускники часто обращаются за советами, разъяснениями, консультациями в частном порядке. Когда выпускники сами организуют встречи, они часто зовут на них преподавателей.

Executive.ru: Что бы вы порекомендовали тем, кто еще не определился с выбором школы?

А.Ф.: Если вы уже точно решили, что вам нужно бизнес-образование, то я бы порекомендовал вам посетить бизнес-школы – чтобы понять, какая из них ваша. Очень важно почувствовать атмосферу, пообщаться с преподавателями, посетить мастер-классы. Последнее, кстати, сейчас многие практикуют. Например, на дне открытых дверей школы часто дают часть полноценного урока MBA. Либо, например, мы даем возможность тем, кто выбирает бизнес-школу и программу обучения, посетить занятие с одной из действующих групп. После этого уже действительно будет проще понять: нравится – не нравится.

Но начать все же я рекомендую с осознания: а зачем вам нужно бизнес-образование? Зачем тратить крупную сумму денег? Чего вы хотите? Если вы недовольны своим нынешним положением, у вас есть чувство потолка, остановки в профессиональном развитии, если вы понимаете, что обладание дипломом MBA – это не просто перспектива повышения в будущей зарплате, - этого вполне достаточно. Это начало выхода на более глубокое понимание того, что сейчас происходит, куда и как вы хотите двигаться дальше. Уже хорошо, если вы просто осознаете свои барьеры и готовы выйти из зоны комфорта.

Пользуясь случаем, приглашаю петербургскую аудиторию Executive.ru и тех, кто окажется в Северной Столице вечером 14 октября 2015 года и не исключает для себя/рассматривает обучение по программе MBA, к участию в Презентации программы МВА ИМИСП и мастер-классах преподавателей

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Анна Дочкина
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Я согласен с ректором ИМИСП Сергеем Мордовиным, что подход к управлению бизнес-школой должен быть таким же, как подход к управлению бизнесом. ...
Ректор взял на себя стратегическое управление, я – операционный менеджмент. Хотя очень часто мы советуемся друг с другом в решении важных вопросов".
1. Согласен с автором тезиса - что образование - это бизнес. И лучше бизнесом пусть управляет профи.
2. Но почему стратегия осталась за ректором (не профи в сфере стратегического менеджмента) - это вопрос?

Руководитель проекта, Мурманск

Владимир, а почему вы считаете что ректор ИМИСП не профи в стратегическом менеджменте? И кто тогда профи?

Генеральный директор, Нижний Новгород

Из текста статьи.
Из нее следует, что исполнительный директор взялся за управление образованием как бизнесом. Более того, с прошлым положительным опытом управления и имеющим профильное образование.
А само образование оставили ректору.

Но на Ваш вопрос, Анна, можно ответить и иначе - в нашей стране я пока не встречал применение стратегического управления (занимаюсь этим вопросом как консультант 20 лет), а только долгосрочное планирование, которое не работает в нынешних условиях.
Даже в таких крупных компаниях, как Северсталь, МТС, Уралкалий и др. (мне приходится уже четвертый год знакомиться со стратегиями таких крупных компаний как члену жюри по номинации "Лучшая стратегия развития бизнеса".)
Ошибки по разработке стратегии пронизывают практически все стратегии - вот недавно по открытым источникам анализировал стратегию Чувашии. Там можно посмотреть пример типичных ошибок (по анализу стратегии этого региона опубликовал 2 статьи в журнале "Стратегический менеджмент", но уверен, что в других регионах не лучше).

Генеральный директор, Нижний Новгород

Посмотрел, Анна, профиль ректора на сайте вуза.
Допускаю, что он владеет вопросами стратегии даже лучше исполнительного директора.
Но в таком случае, если уж управлять вузом как бизнесом, я бы рекомендовал пригласить внешних консультантов по стратегии (в Питере их достаточно много), и тогда и ректор и исполнительный директор будут в проектной группе по разработке и реализации стратегии.
Правда, у нас в России обычно все наполовину: "Вам половину кузова кирпичей или полный кузов, но довезти только на пол дороги" (с) - из Чебурашки).

Генеральный директор, Нижний Новгород

А вот еще из текста публикации -
"А.Ф.: Стратегия и культура организации – это сфера моих интересов как практика. ...Мне интересно, как компания выбирает свою стратегию, насколько этот выбор зависит от ее культуры – всего того, что связано с людьми. "

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.