Российское бизнес-образование: каким оно будет

Еще некоторое время назад академическое и бизнес-сообщество искало пути эффективного взаимодействия в условиях экономического кризиса. Однако уже сейчас ситуация изменилась. Согласно оценке Центра исследований и аналитики Amplua Insights компании «Амплуа», в 2011 году объем рынка бизнес-образования будет даже больше, чем был до кризиса. При этом вузы, бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые компании, независимые коучи сталкиваются с новыми задачами и проблемами. Меняются критерии успешности работы бизнес-школ: от них ждут прикладных исследований, бизнес-консультирования, современных методик и методов обучения. Меняется роль государства в программах подготовки кадров для субъектов бизнеса. Образовательное сообщество ищет новые способы продвижения бизнес-программ, в том числе в регионы. О том, каковы перспективы развития бизнес-образования в России и какие инновации применяются для подготовки высших управленческих кадров, говорили 1 февраля 2011 года участники круглого стола «Роль и место бизнес-образования в модернизационных процессах современной России». Его организаторами выступили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО) и компания Begin Group.

Наталья Толстая, управляющий партнер компании «Амплуа», рассказала о современных тенденциях корпоративного обучения:

- Что сегодня происходит на рынке? Бюджеты у компаний в целом восстановились. Но сейчас компании очень вдумчиво относятся к тому, что они покупают у поставщиков образовательных услуг. Стали очень востребованы программы развития кадрового резерва, их начали пересматривать и реформировать. Значительно вырос и еще будет расти спрос на услуги внешних коучей. Еще одна актуальная тема – пересмотр в компаниях подхода к лидерству, которое сегодня является сквозной компетенцией, важной для всех. Возможно, в соответствии с этим должны быть расставлены акценты в программах МВА. Что касается e-learning и дистанционного обучения, то сейчас уже эти технологии стали применять, работать над их эффективностью и более качественным внедрением. Растет популярность вебинаров, как открытых, так и корпоративных. Массовая тенденция – сокращение обучения по времени.

Игорь Столяров, генеральный директор Московского фонда подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, рассказал о городских системах подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:

- Очень много учебных заведений в противовес тренинговым компаниям и бизнес-центрам дают очень основательные знания. Я говорю так, ссылаясь на довольно весомый объем наших исследований: Московский фонд подготовки кадров уже 16 лет участвует в разработке различных программ, связанных с бизнес-образованием. Мы организуем обучение по программам МВА, зарубежные стажировки. Государств, с которыми мы наладили контакты, более 30. Наиболее востребованы Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Япония. Мы работаем над внедрением в школах курса «Основы предпринимательской деятельности», что сопровождается съемкой фильмов для телеканала «Школьник ТВ». В 2010 году в рамках городской целевой программы нами обучено 16 860 человек, занимающихся малым и среднем бизнесом. По Президентской программе подготовки управленческих кадров в 2010 году обучились 418 человек. Среди них есть уже занявшие высокие посты в Москве. Это результат нашей работы.

Евгения Богатова, генеральный директор группы компаний «Русское Золото», председатель контрольно-ревизионной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, высказала положения, которые могут быть полезны представителям бизнес-образования для выстраивания учебных программ:

- Сегодня у руководителей компаний однозначно есть потребность в том, чтобы в сжатый промежуток времени получить максимум информации о возможностях использования информационных технологий и интернета в своем бизнесе. Необходимы обзоры наиболее эффективных практик систем мотивации, а также методов и инструментов взаимодействия бизнеса и государства. Необходимы отдельные практикумы или семинары, которые помогут руководителям получить определенные умения. Первое – это умение принимать решения, контролировать их исполнение и корректировать допущенные ошибки. Второе – умение противостоять стрессам, сохранять энергию, предотвращать синдром выгорания. Третье – это умение общаться с подчиненными, партнерами, акционерами, государством. Общение формирует 70% успеха бизнеса.

Светлана Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ, рассказала об организационно-правовых изменениях в системе образования и о том, как они отразятся на подготовке кадров, которые в конце концов получит бизнес:

- Проблемы модернизации образования сегодня невозможно рассматривать, обойдя стороной готовящийся новый закон. В нем не нашли отражения многие термины и тренды европейской системы образования, а предложенные положения не соответствуют действующему российскому законодательству. Не определен статус субъектов образовательной деятельности, в то время как в процесс изменения своего правового положения вовлечены, по данным Минобра, порядка 3000 вузов и их структурных подразделений. Не нашла отражения уровневая подготовка: если мы приравняем магистерскую программу второго уровня высшего образования к МВА, как это сейчас предлагает законопроект, наступит конец бизнес-образования. Эти вопросы требуют обсуждения всего образовательного сообщества, которое может и должно повлиять на законопроект.

Наталья Зунина, преподаватель ИМП МЭСИ и ГУУ, руководитель направления HR консалтинга «БОСС. Кадровые системы», рассказала об особенностях современного бизнес-образования:

- Бизнес-школы должны являться актуальным фильтром, который поможет получить только эффективную и полезную информацию. Сегодня руководитель должен владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, уметь взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы. Сегодня при обучении руководителей необходимо использовать в образовательном процессе передовые информационные системы, в том числе HRMS-системы. Таким образом, мы получим выпускников, которые уже знают возможности современных программных средств, – бизнес сейчас это требует.

Безусловно, столь широкий спектр тем не удалось осветить в ходе двухчасового мероприятия: обсуждение продолжится на одноименном круглом столе 7 сентября 2011 года в рамках выставки Begin group. Все участники первой встречисошлись в одном:«Система бизнес-образования должна быть направлена на развитие современной экономики, основанной на знаниях». Практикоориентированность, использование инновационных принципов, технологий, методик и методов обучения, сокращение времени обучения – таковы сегодня ожидания слушателей бизнес-программ, и именно их должны стремиться оправдать провайдеры бизнес-образования.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.