Когда нужно получать степень MBA?

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, про вашу жизнь до Гарварда?

Кирилл Дмитриев: У меня не совсем типичный случай для россиян, получающих MBA. Высшее образование я получил в США, куда приехал в возрасте 17 лет, в Стэнфорде. После этого работал в компании McKinsey — в Лос-Анджелесе, Праге и Москве. Для консультантов McKinsey это довольно-таки проторенный путь — пару лет после получения высшего образования работать, набираться опыта, потом идти в бизнес-школу, чтобы получить более широкий взгляд на бизнес.

Executive.ru: На каком этапе, по вашему мнению, правильнее было бы получать бизнес-образование?

К.Д.: Давайте сформулируем вопрос так: «Когда рано и когда поздно получать степень MBA?» Рано — это когда у человека еще недостаточно опыта для того, чтобы получить пользу от этого образования, чтобы начать понимать и задумываться над проблемами лидерства, управления, финансов. Очень важно, чтобы к моменту получения бизнес-образования человек уже столкнулся с рядом управленческих проблем. Тогда бизнес-образование будет элементом откровения: человек понимает, что он делал раньше не так и что теперь нужно делать по-другому. Важно понимать, что до учебы в Гарварде люди в среднем по 5 лет уже работают — в консалтинговых компаниях, инвестиционных банках, других индустриях. Словом, мне кажется, что не стоит получать бизнес-образование, не обладая достаточным опытом работы.

Executive.ru: Когда же поздно получать MBA?

К.Д.: В Гарварде учатся люди, которым и по 45, и по 55 лет. Их немного, но они есть. Все-таки, мне кажется, что после определенного этапа развития карьеры MBA как таковой не имеет смысла, имеют смысл другие формы обучения. Я бы сказал, что человеку, который уже является одним из ведущих менеджеров в компании, имеет большой практический опыт, четко понимает, к чему следует стремиться и как добиться успеха в бизнесе, поступать на MBA-программу уже не надо. Что ему нужно? Возможно, система executive education — есть много программ продолжительностью 2–3 месяца, они более индивидуальны, чем стандартное бизнес-образование.

Executive.ru: То есть, вы являетесь противником точки зрения о том, что степень MBA, полученная в престижной школе, всегда является украшением резюме?

К.Д.: Нет, мне кажется, что вообще не стоит получать МВА для украшения, ведь долгосрочный успех этим не обеспечишь, только время потратишь впустую. Я верю, что для наиболее успешных людей получение бизнес-образования означает некоторую трансформацию. Меняется менталитет: ты не живешь по принципу «Давайте сейчас так отрежем, а потом посмотрим, как будет», а постоянно пытаешься проанализировать различные варианты развития событий, чтобы избежать большого количества ошибок. Ведь бизнес-школа — это, во-первых, возможность детально разобрать более 500 бизнес-ситуаций и попытаться научиться на ошибках других. А во-вторых — это общение с большим количеством людей и возможность значительно расширить кругозор. То есть, умение общаться и понимать, как работают, скажем, фонды прямых инвестиций, как работают маркетинговые компании, дается гораздо легче, если в классе сидят люди из этих компаний, которые имеют опыт и которые им делятся.

Executive.ru: Почему именно МВА, а не какая-либо другая форма обучения? Вопрос раскрутки или?..

К.Д.: Степень МВА уже широко признана и развивается как некое направление, которое позволяет людям получить очень четкие бизнес-навыки и научиться принимать правильные решения в бизнес-ситуациях. Другие формы обучения часто имеют более узкую направленность. Например, степень CFA будет полезна только тем, кто работает с финансами, тогда как МВА нацелена именно на расширение общего бизнес-кругозора.

Executive.ru: И на структурирование, наверное?

К.Д.: Да, и на структурирование мышления, и на структурирование бизнеса на понятные сегменты: очень четко делятся операционная деятельность, стратегия, лидерство и так далее. То есть, в голове появляются некоторые структуры, фреймы, и можно очень четко понять: вот здесь, например, основная проблема с операционной деятельностью, и для ее решения необходимо подумать о том-то и том-то.

Executive.ru: Чем было обусловлено в вашем случае решение получать именно очное образование?

К.Д.: На самом деле, если мы считаем, что МВА должно быть неким таким трансформационным событием, то получается, что люди, которые больше всего получают от него, — это люди, которые глубже других в него погрузились. Для меня было очень важно, что ты реально живешь этим, видишь множество знаменитых лидеров бизнеса на лекциях. Приходили, к примеру, и Майкл Делл, и Ворен Баффет, и Рупперт Мердок. Поэтому возможность быть там, быть в этой среде — это весомая причина. И кроме того, момент общения с людьми, момент того, что завязываешь с ними дружеские отношения и узнаешь их очень хорошо, — это очень важный момент для бизнеса. Сообщество гарвардских выпускников во всем мире к настоящему моменту насчитывает около 60 000 человек, и это цифра, с которой нельзя не считаться.

Executive.ru: То есть, важен не только результат обучения, но и его процесс?

К.Д.: Да, процесс. И люди, которых вы узнаете в этом процессе.

Executive.ru: А почему именно Гарвард?

К.Д.: Есть некоторые, скажем так, имиджевые моменты. На самом деле, в крупных бизнес-школах базовые вещи преподаются почти одинаково — отличается только некоторая направленность. Направленность Гарварда — это подготовка лидеров бизнеса. Именно направленность на лидерство, на general management, на умение успешно функционировать в ряде областей была для меня в Гарварде наиболее привлекательной.

Executive.ru: А как вы выбирали программу обучения?

К.Д.: Вы знаете, там все сравнительно легко. Во-первых, первый год нет выбора — только стандартные курсы. Это такая идея: давайте, дескать, в начале все разложим по базовым полочкам. В первом семестре, например, преподавали лидерство, операции, бухгалтерский учет, маркетинг. На втором году обучения уже можно больше специализироваться и выбирать те курсы, которые наиболее интересны. И здесь очень важную роль играет выбор профессоров и преподавателей — намного лучше, полезнее и легче работать с практиками. К примеру, люди, которые читают курс по реструктуризации компаний, не прочли об этом в книгах — они сами провели по 5–6 реструктуризаций. Как вы понимаете, у них действительно многому можно научиться.

Executive.ru: Как решался вопрос финансирования?

К.Д.: Мне было проще, потому что компания McKinsey предложила заплатить за мое обучение. Что важно: в Гарварде для всех иностранных студентов есть возможность оплатить обучение через студенческий заем Citibank — это порядка 100 000 долл. Это уникальная вещь, это философия Гарварда: то, сколько у тебя денег, не должно влиять на возможность получения образования. Плюс, в дополнение к этому, существуют стипендии, частично покрывающие затраты. Стипендии рассчитываются только исходя из потребности студентов в деньгах, а не на основании их предыдущих достижений.

Executive.ru: Какие вопросы вам задавали на собеседовании?

К.Д.: Гарвард интервьюирует практически всех иностранных студентов, поэтому любой иностранный студент, дошедший до стадии интервьюирования, может с 50%-ной вероятностью считать себя зачисленным. Вопросы на интервью часто касаются трех вещей. Во-первых, комиссия пытается понять, достаточно ли у вас сейчас опыта, чтобы получать в Гарварде бизнес-образование и вносить свою лепту в дискуссии на занятиях. Например, спрашивают: «Почему вы чувствуете, что именно сейчас можете получить максимальный эффект от МВА-образования?» Во-вторых, на собеседовании задаются вопросы, направленные на понимание того, что вы хотите получить от образования. И в-третьих, в Гарварде самое главное — это наличие некоего лидирующего начала, то есть задаются вопросы вроде: «Что вы имеете в виду под понятием лидерства?»; «Приведите примеры вашего лидерства ранее».

Executive.ru: Много ли было иностранных студентов в период вашего обучения?

К.Д.: Довольно много — около 35%. Это еще один из элементов идеологии Гарварда: привлекать иностранных студентов с тем, чтобы они были своего рода послами этой бизнес-школы в мире. Было сравнительно много людей из России не столько в моем потоке, сколько в следующем. В моем — порядка 4 человек, а в следующем — 10. То есть, существует тенденция принимать людей из России.

Executive.ru: А сам процесс учебы? Это было больше работой или удовольствием?

К.Д.: Я думаю, 60 на 40: 60 — работа, 40 — удовольствие. День начинается очень рано. Первое занятие в 8:30, но обычно в 7:00 ты встречаешься со своей study-group, где просто готовишься к занятиям с 4–5 людьми. Потом — классы, работа над домашним заданием (case studies) вперемешку с занятиями спортом, чтением книг, общением, что длится часов до 10–11 вечера. А затем идешь в кино, бары, клубы — это более социальное время. Важно успевать хорошо учиться и в то же время наслаждаться жизнью и выстраивать хорошие отношения с приятными людьми.

Executive.ru: Расскажите про преподавателей.

К.Д.: Можно выделить несколько типов преподавателей. Есть люди, которых я назвал бы «звездами», — например, Майкл Портер. Таких людей 3–4 человека, они преподают в школе, читают лекции. На самом деле, эти классы не лучшие, потому что «звезды» настолько углублены в свои исследования и бизнес, что недостаточно фокусируются на преподавании, на это у них просто не хватает времени. Следующая категория — академотеоретики. Это люди с большим опытом, но изучавшие бизнес с академической точки зрения. Они написали много книг, они умны и талантливы, но у них отсутствует практическая жилка. Они имеют хороший контакт с реальностью: раз в неделю, скажем, занимаются бизнесом в качестве приглашенных в какую-либо компанию консультантов. Третий тип преподавателей, мне наиболее симпатичный, — практики, люди, которые отработали по 30–40 лет в реальном секторе. Многие из них заработали очень много денег, вплоть до миллиарда, к концу жизни им просто хочется сделать что-либо более значимое — поделиться опытом, научить. Они сочетают академический подход с большим количеством практических примеров. Таких людей много, но к ним сложно попасть на лекции. Идет настоящая борьба за это.

Executive.ru: Как повлияло гарвардское бизнес-образование на вашу дальнейшую карьеру?

К.Д.: Есть несколько путей использования MBA. К примеру, это хороший инструмент для смены специализации. Довольно много людей приходит в бизнес-школу именно за этим. Скажем, если кто-то работал в маркетинге на протяжении 4–5 лет, просто так уйти и стать инвестиционным банкиром или консультантом очень сложно. Как и наоборот. Бизнес-школа для многих людей — магическая кнопка, позволяющая переосмыслить жизнь самим, а на рынке труда выглядеть как новое существо, которое может менять области. Как изменилась лично моя карьера? Летом на практике в бизнес-школе я работал в инвестиционном банке, у меня была хорошая возможность посмотреть, что такое investment banking, какие плюсы, какие минусы. По завершении бизнес-школы у меня были предложения и от Goldman Sachs, и от McKinsey, и от ряда инвестиционных фондов. Но все предложения были на Западе, где я и так к тому времени уже провел значительную часть жизни. Тогда я встретил Анатолия Карачинского, который убедил меня, что в России сейчас очень интересное время. Это был 2000 год — сейчас мы видим, что рост в России происходит значительно быстрее, чем предполагалось тогда, и даже быстрее, чем на Западе, где сейчас довольно сильный спад. Время покажет, можно ли в России лучше самореализоваться и лучше ощущать себя, чем на Западе.

На меня бизнес-школа повлияла странным образом: сейчас я пытаюсь сочетать бизнес в России с полученными представлениями о том, как его надо строить по западным меркам. Мне бизнес-школа дала одну из перспектив, одну из пар очков, которые я ношу. Мне кажется, что если носить только либо пару очков западного мира, либо пару очков российской действительности, то ты не будешь по-настоящему успешен. Понятно, что большинство наших компаний не очень эффективны: западное образование, например, четко говорит, что есть 23 пункта, которые надо реализовать, и все встанет на места, но когда открываешь российские глаза, то понимаешь, что у нас сработает только 4 пункта плюс 2 новых, о которых ты не подумал. Бизнес-школа дала мне четкую перспективу, я могу общаться с человеком из западной компании и находить с ним общий язык, я понимаю, как они мыслят. Последние 2 года в России научили, что эта перспектива должна быть дополнена активной попыткой пересмотреть ряд западных подходов в рамках российской действительности.

Executive.ru: То есть, как для менеджера, для вас МВА — это конкурентное преимущество?

К.Д.: Я бы сказал, да.

Источник изображения: ruspekh.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.