Почему корпоративное наставничество не работает, и как повысить шансы на успех

Каждый здравомыслящий человек хочет учить кунг-фу не по книжке из подземного перехода или в секции рядом с супермаркетом, а у настоящего гуру. У такого сенсея, как в фильме «Убить Билла». Чтобы по одной внешности ясно — этот знает, он научит.

Профессиональный рост под присмотром наставника популярен не только в кинематографе. У каждого известного спортсмена есть личный тренер. В том числе у чемпионов. Хотя казалось бы, они и так уже лучшие в мире! Но если хочется и дальше получать кубки, лучше с тренером не ссориться. 

Представители любых ремесел всегда обучались у старших товарищей по цеху. Это основа образования. Как сейчас говорят, «база». 

Все это кажется очевидным и даже банальным. Однако стоит механически перенести добрую, проверенную веками традицию на обучение разработчиков, продавцов, менеджеров – любых современных работников в самых разных сферах — и ничего хорошего обычно не получается.

Потому что семейная династия одно, а работа по найму – совсем другое. Союз мастеров и подмастерий распался. Другая мотивация, дисциплина, у всех меньше времени и терпения. Все другое.

Причины провалов

Столько предпосылок для неудачи, аж глаза разбегаются. Пожалуй, ключевая все-таки – отсутствие желания делиться.

Научить по определению может только толковый, опытный спец. То есть тот, кто и так отлично зарабатывает. Он давно закрыл свои физические потребности и ищет теперь признания. Неопытные HR делают из такой вводной ошибочные выводы.

Вот и отлично! — потирают они ладошки. — Выращивайте новую смену, обучайте их уму разуму и секретам мастерства. Прославитесь! Может даже в разделе «Команда» под вашим фото напишем крупными печатными буквами: НАСТАВНИК.

Но алчущие славы скорее замутят личный бренд и инфобизнес, чем будут надрываться за почетную грамоту в электронной стенгазете.

Люди вообще не особо хотят делиться. Рядового менеджера по продажам сложно заставить вносить данные по «своим» клиентам в CRM. Потому что они на полном серьезе считают их своими. И бывает, уводят за собой при смене строчки в резюме.

Нет и речи ни о какой лояльности. Ладно там клиентской, тут все понятно — просто бизнес, ничего личного. Нашли дешевле на 5 рублей и устремились, не прощаясь. Но и в пределах дружных команд тоже чистая математика. 

Специалисты по кадрам и внутренним коммуникациям играют на тонких струнах калькуляторов. Выстраивают грейды, хитрые KPI, квартальные и годовые премии. Опционы, наконец. Все ради того, чтобы лишний месяц или год удержать ценные кадры от опасной мысли «свалить».

Зачем в таких условиях делиться опытом? Просто неразумно выращивать внутренних конкурентов, снижая собственную эксклюзивность. Ведь компании тоже присягу верности кадрам не дают. Известят за две недели, и привет.

Но могут быть и другие проблемы:

  • Просто некому делиться. Ведущие специалисты изнемогают на производстве, проектах, «в поле». Им физически некогда открывать школы мастерства.
  • Преподавать сложно. Нужны специфические навыки учителя, терпение, умение ладить с подопечными. Это другая профессия, освоить которую не всем по силам.
  • Даже при наличии талантливых энтузиастов без общей методики можно вырастить несколько новых специалистов, пусть десяток. Гораздо лучше, чем ничего, но к прорыву в корпоративных стандартах качества не приведет. 
  • Наконец, наставничество запросто может вылиться в повышенное внимание к любимчикам. Это скорее разобщит коллектив, чем поможет делу.

Кроме того, весь институт наставничества должен быть нацелен на долгосрочное сохранение и преумножение корпоративных практик. Технологических, кадровых, управленческих, пиарных и т.д.

Вот только спокойные времена позади. Уже никто не смеется над шуточным интервью кандидатов: «Кем себя видите через 5 дней?»

Многие отрасли живут по закону Мура, им просто нечего передавать сквозь поколения. Все меняется раз в несколько лет, а бывает, что и чаще. Теперь, благодаря проникновению IT во все щели и поры, это уже не компьютерная специфика. Темп изменений взвинчен повсеместно.

На подходе ИИ. Роботы дадут прикурить от своих лазеров так, что мало никому не покажется.

А еще есть политическая, экономическая, социальная нестабильность. Грета Тунберг подзабила на экологию, но углеродный след тянется не только за ней. Мир трещит по швам. Просто не получится жить, работать и учиться как раньше. 

Это тупик? Не обязательно

Пока звучит не слишком радостно. Действительно, перечитывать пыльные бумажные методички по онбордингу уже не стоит. С другой стороны, классический путь был логичен:

  • Выбор модели обучения, общий план, KPI
  • Обучение наставников
  • Подбор пар для наставничества
  • Запуск и регулярный мониторинг процесса
  • Итерационные улучшения методики
  • Масштабирование системы

Все это сохранило смысл и сейчас. Просто скорости разные. Передавать нужно не тактические знания, а гибкие и стратегические подходы к поиску новых решений.

Соответственно, меняются требования к наставникам. Они должны не просто отлично разбираться в предметной области, но еще видеть тренды, смотреть в будущее. Использовать венчурные техники для оценки и контроля проектов, проектных команд. Обязательны компетенции в маркетинге и PR, причем SMM уже важнее СМИ.

Если приглядеться к полному списку требований, становится очевидно, что время таких людей не может стоить дешево. Нельзя поручать наставничество «на досуге», в виде фоновых обязанностей.

Нет, это приоритетная, очень сложная и насыщенная работа. Во всяком случае соразмерная «основным» обязанностям. В масштабе дальних планов еще и важнее.

Значит, система мотивации в виде доплат и премий не годится. Нужен полноценный найм на вторую отдельную работу.

Еще один немаловажный момент. У потенциальных наставников, а также их учеников должны быть долгосрочные личные планы, связанные с этой компанией. Иначе легко «обогреть улицу», а точнее, конкурентов. 

В конечном счете замах на наставничество кратно поднимает бюджеты на ФОТ и другие денежные системы мотивации. Нематериальные тоже, но это вторично. 

При соблюдении таких условий можно возвращаться к старым практикам и адаптировать их к новой устрашающей реальности. 

Наставничество 3.0

Термин «цифровизация» вызывает усмешку, и не случайно. Механическая оцифровка 2.0 исчерпала себя слишком быстро. Особенно в личном обучении.

Ирония в том, что EdTech предназначен для охватов. Учителя с экранов гаджетов вещают на тысячи и миллионы человек. Они стали новым телевизором. Пусть прикладным, зачастую полезным, но шоу.

У наставника может быть несколько учеников. Но если наставничество поставить на поток, от него ничего не останется. Будут просто онлайн-курсы или тренинги. Ничего общего с личным контактом и доверительным, почти интимным посвящением в секреты профессии. 

Шоумены от псевдо-образования спекулируют на этой теме. Успешные дельцы изображают перед своими учениками как раз таки наставников. Но это просто декорация. Как красивый фон для мастер-классов в Zoom.

Хорошо, а как же тогда? Раз инновации 2.0 начинают устаревать, пора выкатывать следующую версию.

Несколько тезисов к наставничеству 3.0:

  • «Сенсей» в переводе с японского означает «рожденный раньше». Так было раньше. А теперь уже нет. Наставником вполне может оказаться человек вдвое младше ученика. И это нормально. Потому что учить надо не прошлому, а будущему.
  • С куда большим сомнением, но вынужден добавить в педсовет искусственный интеллект. Более лайтовый заход — привлечение заклинателей нейросетей, тех кто пишет промпты и разбирается в бешено прогрессирующих сервисах. Ну или просто строить учебный процесс с использованием ИИ. 
  • Совсем уже крамольная мысль. Наставников может быть несколько, даже много. В виде матричного покрытия нужных компетенций. 

Здесь возникает подозрение, что это не совсем уже наставничество. Однако все-таки оно. Только не понятийное, а все больше жестких скиллов по все менее четким предметным областям. 

Очень трудно находить таких уникальных людей-оркестров. Чтобы они и в IT новой волны на самом гребне, и в маркетинге, и в прочем. Поэтому лучше поступиться традициями и сделать микс из личного наставничества, с сохранением максимальной кастомизации — но при этом взвинтить темп, разнообразить профили.

А также закладывать колоссально больше ресурсов, чем когда-либо ранее. Для любого бизнеса полноценное наставничество не вспомогательный процесс, а полноценный новый вид деятельности. 

Как экономить

Допустим разделение труда по узким темам может немного снизить расходы на наставников. Но что делать, если их все равно не хватает?

В таком случае можно либо пойти по нижней планке и рисовать иллюстрированные комиксы с чек-листами. То есть развивать производственный конвейер, как в МакДональдсе. Делать ставку на процессы, а не на сотрудников.

Либо попытаться балансировать на симуляции настоящего наставничества. Например:

  • Стажировки, вроде интернов-«хвостиков» в кильватере флагмана-тяжеловеса. Не так эффективно, зато почти бесплатно. Пусть подсматривают и учатся сами.
  • Командировки, обмены, ротации. Давать людям возможность посмотреть на работу с другого ракурса, в других условиях. 
  • Внутренние тендеры с заманчивыми призами. Раз всем заплатать сильно выше рынка не получается, пусть хотя бы счастливые победители сорвут куш. А побороться за джекпот захочет больше участников.

Можно предусмотреть личные бенефиты для потенциальных наставников. Оценивать их публичную активность наряду с личным обучением, доплачивать за методическую работу, документацию. Как вариант, вместо привычного захвата частных копирайтов, наоборот, выращивать личные бренды специалистов. Это мощная и недорогая мотивация. 

Наконец, не обязательно называть обучение наставничеством. Возможно, сам термин тоже устарел. Достаточно сохранить суть. Все остальное пора наполнять новыми подходами и смыслами.

Только не откладывайте.

Рынок труда стал жестче, мобильность высокая. Особенно у тех, кого хочется сохранить. Самые перспективные ждать не будут, они найдут где учиться и учить на выгодных для себя условиях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Что пора менять в онбординге и обучении сотрудников? Каким будет наставничество 3.0?

Делать ставку на процессы, а не на сотрудников.

Либо попытаться балансировать на симуляции настоящего наставничества.

А может просто не стоит поднимать ажиотаж, коллеги ?   К чему срочно улучшать работающий механизм наставничества ?

Это вот "ДОСТИГАТОРСТВО" давайте оставим Искусственному Интеллекту.

А для среднестатистических работников используем алфавит, арифметику             и профессиональную поддержку. 

 

Аналитик, Москва

Заголовок: "Почему корпоративное наставничество не работает, и как повысить шансы на успех".
Я бы изменил заголовок: "Почему корпоративное наставничество не используют".

Встречал по жизни компании, где внедрялось наставничество. И оно работало! И даже доплачивали наставникам. Но вот ведь в чём загвоздка. Автор прав - никакие "грейды, хитрые KPI, квартальные и годовые премии. Опционы" не помогут. 

Сейчас всё образование раздробилось на отдельные молекулы, каждый инфобизнесмен пытается чему-то учить. Бывает даже такое, что человек с образованием биолога учит бизнесу. Чего только в жизни не встретишь. Пипл хавает.

Но забыли всего лишь один принцип - каждый руководитель учит своего подчинённого. Именно через такое обучение он формирует свою команду, внедряет свой взгляд, свой подход, добивается своих целей. Но из этого вытекает и второй важнейший принцип - делегируй! Делегируй свою обязанность по наставничеству на более опытных коллег, на своих заместителей. Делегируй, ясен пень, с умом.

И, наконец, пойми сам свои ближайшие и стратегические цели. 

К сожалению, везде, где пытались внедрить наставничество, скидывали это на службу персонала. А они, это естесственно, конфигурируют это в бюджет и начинается, как правило, скучнейший курс лекций ни о чём. 

 

IT-менеджер, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
каждый руководитель учит своего подчинённого.

Да но многие боятся такого обучения. Обучишь, а он тебя и подсидит. Уж лучше иметь ноу-хау. Знаю,но никому не расскажу. У меня бывали случаи, когда "хитрые" сисадмины даже пароли утаивали. И бегали за ними даже после увольнения оных.

Генеральный директор, Москва

Статья понравилась высоким уровнем изложения и обобщением представления проблематики наставничества. И напомнила мне свой очень конкретный первый опыт ученичества, еще в советское время.

Я - молодой инженер, попал в бригаду наладки большого военного комплекса радиоэлектронной аппаратуры. Мой начальник, старший инженер, "старик" лет 27-28. Начальник первым делом сказал, чтобы изучил техдокументацию (десятки книжек описаний и много квадратных метров схем), и чтобы понял, как и какая проходит в системе информация, какие сигналы идут куда и откуда. Это был первый лайфхак. И я понял задачу - изучить, хотя это было похоже на плавание в бассейне без воды.

Второй его совет - это растаскивать и подключать по его команде длинные и толстые кабели внутри между кабинами, и не путать в разъемах "папу с мамой" при подключении. Тоже научился таскать, подключать и не путать кабели и разъемы.

А вот третий его лайфак, когда он сказал, смотри за мной, что я делаю и учись. Он тыкал различные кнопки на разных панелях аппаратуры, мерил потенциалы вольтметром или смотрел на осциллограф, потом говорил, чтобы я принес из ЗИПа такую-то плату на замену. И здесь я совсем ничего не понимал, что происходит. Он работал быстро, как фокусник, раз - два и вот уже экран кругового обзора засветился. На мои вопросы, в чем же дело было, он обычно говорил, так, ерунда, потом сам поймешь.

Дни шля за днями, мой профессиональный скил в раскладывании кабелей вырос выше некуда, но в остальном мало что прибавилось. Пока наконец, наставник не поставил задачу - запустить какую-то стойку самостоятельно. Сказал, что ты все теперь знаешь и с этой работой справишься, потому что техописания, схемы, вольтметр и двух лучевой осциллограф С-1-34 у тебя под рукой. Наставник уехал в Москву на выходные, и я два дня до пота (приходилось нырять под аппаратуру и ползать на коленках по кабине) трудился самостоятельно. Но запустил все таки к понедельнику стойку, чем очень гордился...

Это я к тому, что в наставничестве учителю и ученику важно учитывать предметную область, сферу деятельности, в которой развиваются трудовые операции. А наставнику - работать с учеником по принципу - делай как я, а не как часто бывает, делай как я сказал... 

Управляющий партнер, Краснодар

1. Вспомнилось выражение "учитель не тот кто учит, а тот у кого учатся"

2. Фундаментальные знания нужно добывать, на поверхности только условно-прикладные, которые имеют короткий срок жизни

3. Взаимодействие с тренерами и наставниками должно быть временным, смотри пункт 1)))

4. Хороший способ освоения навыков - наблюдение и подражание, так кстати учатся дети

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Дмитрий Санников пишет:
4. Хороший способ освоения навыков - наблюдение и подражание, так кстати учатся дети

... трёх этапная модель обучения Советской Армии:
1-й этап - рассказ (почему нужно делать так...);
2-й этап - показ (смотри как это делать правильно);
3-й этап - длительная тренировка ...

Аналитик, Москва

Прочитал вот это у автора:

  • "Стажировки, вроде интернов-«хвостиков» в кильватере флагмана-тяжеловеса. Не так эффективно, зато почти бесплатно. Пусть подсматривают и учатся сами.
  • Командировки, обмены, ротации. Давать людям возможность посмотреть на работу с другого ракурса, в других условиях. 
  • Внутренние тендеры с заманчивыми призами. Раз всем заплатать сильно выше рынка не получается, пусть хотя бы счастливые победители сорвут куш. А побороться за джекпот захочет больше участников."

Пришла такая мысль,что мы совершенно по-разному понимаем суть наставничества. При этом тот, кто написал статью имел видение наставнияества, например, для сети быстрого питания. А читатель, к примеру я, пытается мнение автора применить к своей отрасли.

Так что такое нраставничество? Для меня это не обучение, не замена профессиональной подготовки. Для меня ближе всего аналог мастер-подмастерье. А если не хотите такой тесной связки, то наставник всего лишь в довольно короткий промежуток времени вводит новичка в неписанные правила и обстоятельства. Я как-то готовил своего молодого заместителя себе на смену - брал его на все совещания, пусть сидит, слушает, смотрит. Считаю. что это тоже наставничество. В первые дни даже не давал ему говорить. Кто-то из руководства спрашивал у него: "Вы кто?", но отвечал я: "Мой заместитель". Но через короткое время я отдавал его на волю обстоятельств и наблюдал со стороны.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

одни любят много писать, другие любят долго читать... излогать бизнес мысли (как Омар Хайам) могли такие, как Г.Форд и ему достойные - Гейтс, Джобс,,,

Мысль проста - не может быть у мудрого наставника бездарных учеников и наоборот.

Консультант, Москва

Все-таки зачем высококлассному профи (не руководителю) кого-то учить? Какие стимулы? Проблеме уже много лет и сдвигов не наблюдается.

У тех, кто хочет учиться (не про учебные заведения) - тоже проблема: было бы у кого! В вузах могут хорошо преподавать фундаментальные науки, особенно если профессура сама что-то еще исследует, разрабатывает... (реально - далеко не всегда). На практике - никогда не брал на постоянную работу докторов наук и, не дай Бог, профессоров (ничего личного, ничего не имею против). Эти люди уже патологически не могут работать в коммерческих организациях, не пригодны для практической работы, капризны, психологически неустойчивы...Кстати, в США, например, в порядке вещей, когда профессор идет работать специалистом, консультатном в приличную компанию - как и у нас там в разы доходы выше и пафоса побольше.

Что касается менеджеров - редко наблюдал, чтобы кого-то реально "натаскивали" в рамках общекорпоративных программ - ну обычные лекции приглашенных профессоров, коучей, разных прохиндеев. Натаскивали только членов личной команды и, в пределах "необходимого". В остальных случаях - надо самому ума набираться. Было бы у кого. Никакого наставничества в этой сфере пока не видел. 

Технический директор, Москва
Павел Кузовников пишет:
Мысль проста - не может быть у мудрого наставника бездарных учеников и наоборот.

Не очень понял вашу мысль:
наоборот - это "у бездарного наставника не может быть мудрых учеников"?

Вполне возможно и очень часто.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.