Дистанционное обучение: дешево!

Дистанционное обучение (ДО) все охотнее выбирают работодатели и сами сотрудники: можно получать знания без привязки к месту и времени. Вне зависимости от содержания ДО можно разделить на три направления: онлайн (синхронная система – вебинары, чаты), офлайн (асинхронная система – записанные курсы, тесты) и смешанное. И если получать основное образование в вузе дистанционно, на мой взгляд, не очень рационально, то повышать квалификацию персонала – вполне возможно, особенно учитывая экономию времени и средств.

Существует множество форм и видов такого образования, которые также отличаются и по стоимости.

Комплексные системы

Начнем со специализированных систем дополнительного обучения – СДО или LMS (Learning Management System). Такие системы решают полный комплекс задач, связанных с обучением персонала. Сюда входят создание учебных модулей, проведение тестирования, анализ оценки результатов и архив материалов.

СДО позволяет отслеживать, сколько времени и на какое задание тратит каждый сотрудник, а также сохранять историю обучения и успеваемости. Проанализировав эти данные, можно скорректировать дальнейший учебный план для улучшения результатов.

Существуют системы с открытым кодом, то есть доступные для бесплатного использования. Например, Moodle, ATutor, Dokeos. Как правило, с готовыми шаблонами и ограничениями по количеству модулей и участников. Если необходима индивидуальная разработка с широким функционалом, лучше использовать платные LMS. Диапазон их стоимости очень широк: от 5000-7000 рублей до нескольких миллионов. Но даже платные системы позволяют экономить на обучении 30-40%.

Стоит отметить, что все инструменты дистанционного обучения могут как входить в СДО, так и быть самостоятельными элементами. Например, видеоконференция. Она дает возможность присутствовать на мероприятии в любой точки Земли, задавать вопросы спикерам в режиме реального времени. Для организации таких конференций необходимы дорогостоящие конференц-системы с возможностью интеграции программного обеспечения выбранной платформы, сама платформа, техподдержка. На рынке есть множество организаций, которые предлагают корпоративные решения с использованием облачных или закрытых систем. Они позволяют пригласить для участия в конференции до миллиона человек (актуально для компаний с широкой географией). Как правило, провайдеры предлагают подобные системы с подключением на год, базовый функционал обойдется примерно в 150-200 тыс. рублей.

Популярные форматы

Отмечу быстро прижившийся в России формат – вебинары. Есть площадки бесплатные и платные. Последние, например, My Own Conference, Webinar, Expert System, предлагают бесплатные периоды для тестирования. В целом, стоимость подобных русифицированных систем начинается от 1500 рублей. Очевидная экономия: не нужно снимать зал на тысячи человек, арендовать оборудование, печатать презентационные материалы. Достаточно помещения, например, для основной группы спикеров и материалов в электронном виде.

Мы часто проводим онлайн-встречи и бизнес-конференции для сотрудников, резидентов коворкинга и партнеров со всей России. По своему опыту могу сказать, что для успешного проведения мероприятий важна не площадка, а используемое оборудование, обеспечивающее качество и скорость передачи данных. Важно сосредоточиться на главном – на самом обучении, а не на устранении помех в передаче звука и изображения. Поэтому все наши переговорные и конференц-залы оснащены современной техникой, поддерживающей различные платформы.

Самые простые решения

К синхронной форме обучения можно отнести и занятия в чатах. Если мы активно общаемся с друзьями, родственниками и коллегами в мессенджерах соцсетей и мобильных приложений, почему бы не превратить их в дополнительный инструмент дистанционного образования? Можно использовать групповые или индивидуальные чаты в таких популярных каналах, как WhatsApp, Telegram. Есть специализированные чаты, есть видеочаты для небольших групп до четырех человек. По большей части такие приложения не требуют финансовых вложений. Хотя существуют и платные системы.

Использование распространенных мобильных приложений – экономически выгодное решение. И при этом наблюдается высокая вовлеченность пользователей. С чем это связано? Можно выделить несколько основных особенностей: обучение небольшими порциями, отсутствие привязки к месту и времени, при смене телефона или планшета все данные сохраняются в облачной системе. Но для самих пользователей все-таки есть некоторые минусы: маленький размер экрана, зависимость от аккумулятора/батарейки, ограниченный объем памяти устройства.

Если компании не подходят предлагаемые на рынке приложения, можно разработать свое. Цена шаблонного варианта с минимальным функционалом начинается от 100 тыс. рублей.

А вот спрос на радио- и телекоммуникационные методики снижается. В лучшем случае они могут лишь дополнять основной учебный план. Очевидный минус радио и телевидения – сложность интеграции в программу обучения. К тому же такие методики уступают более продвинутым форматам – видеоконференциям и вебинарам.

Онлайн или офлайн?

Офлайн-направление – важный кластер ДО. Огромное преимущество курсов, лекций, практикумов, которые предлагаются в записи, – постоянный открытый доступ к ним. Сотрудник может использовать электронную библиотеку вне рабочего времени. Есть платные, бесплатные варианты и даже бартер, например, с партнерской организацией. Компании, участвующие в разных профессиональных сообществах, часто предлагают друг другу бесплатный доступ к таким видеоматериалам или с большой скидкой.

Но мне кажется, оптимальная форма дистанционного образования – смешанная, включающая онлайн и офлайн. Помимо описанных ранее плюсов, она ориентирована на людей с разными типами восприятия. Это важно, чтобы не было эффекта «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

Например, как правило, после вебинара всем участникам направляются материалы по теме. Таким образом, осуществляется воздействие на большую часть аудитории – визуалов, аудиалов, кинестетиков. А если материал сопровождается цифрами, то и на дискретов.

Что касается применения определенного формата ДО для конкретных департаментов или для обучения конкретных сотрудников, единого рецепта нет: все виды универсальны. Здесь важно другое. Дистанционное обучение – это прежде всего самостоятельная работа сотрудников. Поэтому в первую очередь важно грамотно мотивировать персонал, чтобы зажечь желание получить дополнительные знания, навыки и, в конечном счете, применить их в рабочей практике. Важно быть в постоянном диалоге с сотрудниками. Это поможет услышать их предпочтения и выбрать нужный формат.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников
Адм. директор, Санкт-Петербург

Почему-то после слова "дёшево" вторым приходит на ум слово "сердито", в данном случае - по нескольким причинам.

Первый спорный для меня постулат: "как правило, после вебинара всем участникам направляются материалы по теме", сразу же вопрос - а почему ПОСЛЕ? Чтобы на вебинаре были не в теме и не докучали вопросами?

Второй вопрос зачастую есть у тех, кто имел опыт дистанционного образования: ВСЕГДА ли программа дистанционного образования подкреплена предоставляемыми учебными, методическими и иными материалами в объёме, ДОСТАТОЧНОМ для ответов на контрольные вопросы и решения учебных задач?

Имею опыт дополнительного дистанционного образования, жалею, что не сохранил ответ куратора ВУЗа примерно такого содержания: "...Один из прививаемых навыков дистанционного обучения - это способность САМОСТОЯТЕЛЬНОГО поиска необходимой учебной и методической литературы..."


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ начала сотрудничество с «Авиасейлс»

В рамках сотрудничества компания примет участие в развитии программы бакалавриата «Управление цифровым продуктом» ВШБ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ презентовали идеи улучшения проектов крупного бизнеса

Представители компаний-партнеров поблагодарили студентов за высокий уровень проработки решений и оригинальные идеи.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чем россияне займутся летом в отпуске

70% опрошенных запланировали посещение культурных мероприятий во время летнего отпуска.